Концептуализация понятия «страх» в немецкой и русской лингвокультурах

Текст и его восприятие. Материалы Всероссийской научной конференции ноября г. У слова стоя на часах. Книга как источник текста. В результате проведенного анализа немецкоязычных синонимических словарей, мы выделили основные единицы, характеризую- щие . Согласно их семантическому признаку мы распределили данные единицы на ядерную, ближнюю и дальнюю периферии. , . Страх является одной из самых сильных и ярких человеческих чувств, которая связана с стеснением, сжатием, волнением и является необоснованным чувством угрозы.

Концепт"страх -" в его языковом и речевом, а именно интонационном и семантическом выражении

Прилагательное радостный, как показывает Ю. Степанов, имеет два разных значения. Одно представлено в словосочетаниях радостное настроение, радостное чувство, а другое — в словосочетаниях радостный день, радостное событие, радостный повод для чего-либо [3]. В произведениях Достоевского лексема радость используется примерно в два раза чаще, чем у Диккенса, и обычнее всего при описании душевного состояния человека, причем в этой области наблюдается большое разнообразие типов употребления, наиболее часты — следующие:

Лексико-семантическое поле вербализаторов концепта концепта UMWELTSCHUTZ в лексической системе немецкого языка был проведен анализ . Вербализация концепта «страх» в англоязычной литературе.

Ростов-на-Дону, Российская Федерация . Совокупность концептов образует концептосферу в сознании отдельного человека, группы, народа в целом. Ключевые слова Концепт, эмоция, страх. Под концептом мы понимаем этнокультурно обусловленное, вербально оформленное образование, включающее, помимо понятия, культурную ценность и замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации однопорядковые элементы мира. Степанова, концепт принадлежит сознанию и включает, в отличие от понятия, не только описательно-классификационные, но и чувственно-волевые и образноэмпирические характеристики.

Концепты не только мыслятся, но и переживаются [3; с. Эмоциональный концепт — этнически, культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, лексическое или фразеологическое образование, базирующееся на понятийной основе. Оно включает в себя, помимо понятия, образ и оценку и замещает человеку в процессе рефлексии и коммуникации множество однопорядковых предметов, вызывающих пристрастное отношение к ним человека.

Эмоциональные концепты неоднородны по структуре, так как они отражают реалии, различные по своей природе [1; с. Согласно лингвокультурологическому подходу, ядро концепта наиболее полно отражает семантика ключевого слова, то есть имя концепта. В отличие от многообразия ситуативных страхов, страх-ужас — это фундаментальное экзистенциональное переживание. . Из приведенных словарных дефиниций можно сделать вывод, что сема лексемы — сильная, в целом отрицательная эмоция с неустановленной или нечетко установленной причиной.

Страх — это зов бесконечности, обращенный к конечному человеку. Он освобождает от иллюзий и тем самым является возможностью свободы. Благодаря страху, человек получает возможность сделать свободный выбор в пользу Бога. Тиллиха, в различные исторические эпохи страх приобретает различные характеристики: Чеснокова"Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах" Омск: Какой-то своей мысли автора не увидел, но как проработка существующей литературы - хорошо.

мых носителями языка для обозначения и пред- зисные эмоции Angst – страх, Freude – радость, “страх” согласно толковым словарям немецкого.

Синонимический ряд номинантов эмоционального концепта в немецком языке В современном обществе большое внимание уделяется рассмотрению процессов получения, переработки, передачи и хранения информации. Как следствие повышается интерес к проблеме номинативного варьирования в дискурсе, к вопросам формирования и развития синонимии.

Метафорическое выражение страха в немецком и русском языках Русский и немецкий языки располагают пословицами, в которых при номинации эмоционального состояния страха используются образные средства, в том чмсле метафоры. Современная теория метафорических переносов начиналась с представления об ее структуре как о соединении двух идей в одном образе.

Ричардс был одним из первых, кто обратил внимание на взаимодействие двух разрозненных представлений, в результате которого на семантическом уров 2. По нашему мнению, инф Языкознание. Диссертация Лексико-фразеологические средства репрезентации эмоционального концепта страх в немецком и русском языках:

Репрезентация концепта"страх" в немецких фразеологизмах

Ниже статья приведена полностью. Одни ужасались засильем заимствований из иностранных языков , особенно английского американского - разумеется, во исполнение подлых замыслов американской военщины и мировой закулисы, - и ещё разнузданностью стиля, нарушением всех и всяческих литературных норм. Другие утешали, что ничего страшного не происходит, не раз такое бывало, язык велик и могуч и со всем справится, но тут же приходили в большое раздражение намерением депутатов поставить его, язык, под свой контроль и подчинить своему регулированию.

концептов ANGST и СТРАХ в немецкой и русской лингвокультуре на основе Этимологический словарь немецкого языка в словарной статье.

Под концептом мы понимаем этнокультурно обусловленное, вербально оформленное образование, включающее, помимо понятия, культурную ценность и замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации однопорядковые элементы мира. Степанова, концепт принадлежит сознанию и включает, в отличие от понятия, не только описательноклассификационные, но и чувственно-волевые и образно-эмпирические характеристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются.

В когнитивном плане концепты представляют собой индивидуально-личностные смысловые образования, замещающие соответствующие значения, объективно закрепленные в коллективном языковом сознании и зафиксированные в авторитетных источниках, например, в толковых и энциклопедических словарях. Совокупность концептов образует концептосферу в сознании отдельного человека, группы, народа в целом.

Вежбицкая считает, что такие доминанты поведения в русской культуре, как относительная неконтролируемость чувств, неконтролируемость судьбы, категоричность моральных суждений, заложены в русском языке и определяют мировоззрение носителей языка. Вместе с тем было бы упрощением считать, что своеобразие культуры народа сводится к нескольким концептам, даже столь многомерным и существенным, как Судьба, Тоска, Воля для русской культуры, , , для немецкой культуры, , , для американской культуры.

Концепты, названные приведенными именами, играют особую роль в представлении обобщенных типов носителей соответствующих культур со стороны иностранцев. Но надо учитывать, что концепты, вырванные из системы взаимосвязанных концептов, составляющих концептосферу отдельного народа, могут быть искажены. Это происходит из-за того, что не учитывается самопредставление народов например, немцы глазами русских и немцы глазами немцев.

Выбор значимых концептов для представления своеобразия культуры какоголибо народа изменится, если мы будем говорить не только об этнокультурных, но и об этносоциокультурных концептах. Таким образом, культурный концепт в языковом сознании представлен как многомерная сеть значений, которые выражаются лексическими, фразеологическими, паремиологическими единицами, этикетными формулами, а также речеповеденческими тактиками, отражающими, по словам Е.

Костомарова, повторяющиеся фрагменты социальной жизни. Являясь многомерным как минимум, трехмерным ментальным образованием, концепт имеет три важнейших измерения — образное, понятийное и ценностное.

Концептуализация понятия «Страх» в немецкой и русской лингвокультурах – часть 1

Принципы классификации Введение к работе Эмоции - как и все, так или иначе связанное с человеком, его природой, поведением, представлениями и т. Сами эмоции - явление социального и психологического порядка, занимающее важное место и в жизни человека, и в его языке. За последние лет в отечественной и зарубежной науке применялись и применяются различные подходы к рассмотрению и анализу данного психического феномена.

Об актуальности этой проблемы свидетельствует выделение лингвистики эмоций в отдельное направление современного языкознания подробнее см. Важность эмоций и вызываемых ими состояний для человека не подвергается на сегодняшний день никакому сомнению.

Ю.Н. Точилина. В статье рассматривается один из значимых концептов современной немецкой языковой концептуальной организации знаний в языке. Центральным . (IX) – Путин испытывает страх перед наро- дом и т. д .

, , - , , . . ; . , .

Быстрая помощь студентам

Языковая картина мира и системная лексикография — М.: Языки славянских культур, Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка — Воронеж:

В силу сложности эмоциональных концептов, а также специфики их синимически в немецком языке, однако ни одно из слов не является . «важнейшей составляющей тоски иррациональны страха, источники.

Актуальность настоящего исследования обусловлена двумя основополагающими представлениями европейского языкознания: Расширение исследований в области лингвокультурологии во многом объясняется сменой парадигм в лингвистике. Современный этап развития научной мысли характеризуется важнейшим методологическим сдвигом в сторону гуманитарного знания. Для лингвистики этот методологический поворот означает возрастание интереса к языку как феномену человеческой культуры.

Внутри лингвистики вычленяются дисциплины, занимающиеся изучением языка в тесной связи с сознанием и мышлением человека, культурой и духовной жизнью народов. В рамках указанной тенденции изучение лингвокультурной проблематики становится все более актуальным. Лингвокультурный подход к изучению эмоциональной сферы и ее вербального представления позволяет выявлять специфическую логику, свойственную носителям той или иной лингвокультуры.

Partizip - Причастия в немецком языке. Partizip I и II. Урок 30/31. Елена Шипилова.